БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

Что значит управлять собой?

Этот раздел можно озаглавить «Забота о менеджере и под­держание его работоспособности», поскольку здесь предпри­нимается попытка установить, как с успехом удовлетворить требования жизни руководителя. Управление собой — сложная задача, поэтому полезно определить характерные черты руко­водителя, хорошо управляющего собой. Следующий ниже спи­сок открыт — добавьте в него все, что вы считаете важным для себя.

Здоровое тело

Отсутствие вредных привычек

Энергичность и жизнестойкость

Спокойный и сбалансированный подход к жизни и работе

Способность справляться со стрессом

Эффективное использование времени

Все аспекты управления собой взаимосвязаны, но для удоб­ства мы исследуем проблему с четырех точек зрения: 1) поддер­жание физического здоровья, 2) рациональное распределение сил, 3) преодоление трудностей, 4) рациональное распределение вре­мени.

ЭНЕРГИЯ И ЭМОЦИИ. Можно подорвать эффектив­ность работы других, подавляя или унижая их, и можно блоки­ровать рост своей эффективности, подавляя или не признавая свои чувства.

Многие менеджеры неспособны или не желают считаться со своими чувствами. Они отвергают эмоции как досадную по­меху — нежелательное вторжение в деловой мир. Многие эмо­ции они считают отрицательными и были бы рады исключить их из своей деловой жизни: гнев, страх, ревность, самоуниже­ние, ранимость. Эмоции, которые они признают (причины, по которым они считают их полезными и положительными), включают следующие:

Волнение: поскольку оно стимулирует активность.

Сопереживание: поскольку оно делает управление гуманным.

Заинтересованность: поскольку она помогает продвигаться вперед.

Любопытство: поскольку оно помогает осваивать новые сферы.

Уверенность: поскольку она добавляет солидности и изяще­ства усилиям работников.

Опытные люди ценят все свои чувства и не боятся, напри­мер, выразить разочарование или гнев при расторжении кон­тракта или расстроиться оттого, что уходит ценный сотрудник. Те же, кто стремится избежать выражения чувств, не дают раз­рядиться напряжению, неизбежно накапливающемуся в жиз­ни руководителя. Подавляя часть своей натуры, они могут уменьшить уважение к себе, поскольку ведут себя, как «пола­гается», а не как им хотелось бы.

Бывает, что руководитель обладает развитой способностью выявлять и решать проблемы и пто же время в эмоциональном отношении остается ребенком. Это может стать серьезным не­достатком, так как управленческая деятельность требует эмо­ционально зрелых людей. Один из способов изучения эмоцио­нального развития связан с оценкой чьей-либо «силы». Про некоторых менеджеров говорят: он «слабый», «пустой», «мел - кии», «сырой», используя слова, характеризующие людей, кото­рым не хватает уверенности в себе. Способность действовать уверенно, энергично и изобретательнотребует эмоциональной зрелости, которую можно определить как умение идти навстре­чу острым ситуациям, эффективно с ними справляться, не пе­реживать из-за своих действий и знать, как их улучшить в сле­дующий раз.

Научиться эффективно использовать и наращивать свои силы — сложная задача, но мы предложим вам некоторые реко­мендации, которые уже пригодились другим.

Стремитесь изучить себя. Два важных фактора личности менеджера часто ограничивают его энергию и силы. Во-пер­вых, менеджер, подавляющий свои эмоции, стремящийся вес­ти себя не так, как было бы откровеннее, а так, как «следует», может лишиться природной уверенности. Во-вторых, силы менеджера могут быть заблокированы чем-то, что не получило решения когда-то в его ранние годы. Нужно изучить влияние детских переживаний и раскрепостить свою личность.

Не бойтесь выражать свои чувства. Трудно переоценить значение выражения своих чувств для поддержания здоровья и сил человека. Необходимо переживать, признавать и выражать свои чувства. Не выражая их должным образом, человек часто ощущает себя расстроенным, даже не зная отчего. У него зат­руднены отношения с окружающими, ухудшаются результа­ты, сокращается полнота ощущений от жизни.

Добивайтесь установления тесных личных отношений с ок­ружающими. Общение с окружающими — это естественный и эффективный способ разрядить напряжение, получить под­держку и достичь гармонии в отношениях. Для большинства людей самые глубокие чувства — это те, которые связаны с окружающими, и тесные личные отношения с ними питают жизненную энергию человека.

Ищите вызов. Успех обычно увеличивает способность кон­структивно использовать свою энергию. Многие наслаждают­ся, преодолевая трудности и «побеждая* вопреки препятстви­ям. С другой стороны, слишком большие трудности могут выз­вать и обязательно вызовут истощение сил и угнетенное состояние, поэтому руководителям необходимо тщательно вы­бирать новые нагрузки, чтобы расширить свои возможности, а не подорвать их.

Спокойно принимайте свои неудачи и учитесь на них. Оши­баться и терпеть неудачи — это, видимо, неизбежно, так же как и вспоминать их потом с чувством глубокого сожаления. Од­нако неудачи дают возможность лучше узнать себя самого и исправить свои действия в будущем. Признание неудач — это необходимая составная часть человеческого опыта.

Оцените, чего вы стоите. Руководители должны выраба­тывать реалистичное, но и оптимистичное отношение к себе. Раз уж негативное отношение с ним необходимо

Считаться, но положительное чувство собственной ценности должно выражаться свободно. Чтобы чувствовать положитель­ный настрой, необходимо ощущение успеха, и менеджеры дол­жны учиться ценить себя. Для этого необходимо время от вре­мени праздновать свои удачи.

Наблюдение за собой — важный способ изучения своих сил. Руководители, желающие оптимально энер­

Гию, должны действовать:

Продуктивно распределять те силы, которыми они распо­лагают;

Выявлять все психологические барьеры, препятствующие увеличению запаса сил, что наиболее трудно, поскольку каж­дый человек привыкает работать на определенном уровне на­грузок и затрат энергии. Необходимо разрушить привычные образцы и заставить себя действовать с большей затратой сил. Это требует времени, но, позволив себе волнение, заинтересо­ванность, другие чувства и свободно следуя им, можно многого добиться. В результате можно более четко идентифицировать и оценить все то, что мешает вам в работе.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ. Люди очень по-разно­му реагируют на затруднения. В как один может страш­но расстроиться, потеряв часы, другой спокойно справляется с серьезной международной кризисной ситуацией, не чувствуя никакого потрясения. Полезно поразмышлять над влиянием затруднений на действия людей. Во всякой управленческой ра­боте они время от времени возникают, но вот когда руководи - тель говорит, что он «в это обычно означает, что он чувствует себя неспособным подобающим образом справить­ся со своими обязательствами и требованиями ситуации.

Медики заинтересовались реакцией людей на затруднения и начали исследовать стрессовые проявления человека. Из их сообщений следует, что мы живем во времена возрастания стрессовых нагрузок. Большинство показателей стрессов и на­пряжений постоянно возрастает, в особенности вызванная ими заболеваемость. Во многих западных странах каждый пятый в тот или иной момент своей жизни вынужден обращаться за медицинской помощью в связи с нервными заболеваниями.

Словом «стресс» обычно описывается ощущение внутрен­него давления с такими психическими проявлениями, как зат­рудненное дыхание и увеличение мускульного напряжения. Иногда организм реагирует на перегрузку изменением харак­тера мозговой активности. Поскольку люди под влиянием стресса становятся более уязвимыми по отношению к ежеднев­ным затруднениям, качество их работы снижается. В крайне стрессовой ситуации человек может становиться рассеянным или просто сдается и избегает нагрузки хотя бы мысленно. По­лезно, однако, знать, что стресс — это реакция человеческого организма и в определенной степени ею можно управлять.

С другой точки зрения, стресс полезен, поскольку он сти­мулирует активность. Недостаточная нагрузка и нехватка ост­рых ситуаций также могут привести к появлению личных про­блем. Большинство людей нуждается в определенном уровне нагрузок, чтобы действительно заинтересоваться, и многие до­стигают в работе наиболее ценных результатов, испытывая зат­руднения. Есть данные, свидетельствующие, что недостаточ­ное напряжение приводит к ухудшению морального состоя­ния, низкой эффективности работы и нехватке самоуважения. Идеальная ситуация достаточно остра, чтобы стимулировать активность, но не предъявляет избыточных требований. В ка­честве примера приведем выбор инструктора человеком, жела­ющим научиться катанию на лыжах. Слишком требователь­ный и грубый инструктор может вызвать страх и желание прекратить обучение, инструктор не доста­

Точной заинтересованности. Начинающему требуется такой стиль обучения, такие препятствия и поддержки, чтобы возни-

Здоровое напряжение и желание развивать свое умение.

Разница в реакциях людей на одни и те же потенциально стрессовые ситуации заставляет исследователей углубляться в изучение причин, по которым одни менее подвержены стрес­сам, чем другие, в ситуациях, когда внешние требования при­мерно одинаковы. Медики обнаружили, что люди, относитель­но менее восприимчивые к порождающим стресс проблемам, избирают образ жизни, позволяющий им легко справляться с предъявляемыми к ним требованиями. Для тех, кто успешнее других управляется со стрессом, характерны следующие черты.

1. Они способны откладывать проблемы до того момента, пока не окажутся в состоянии справиться с ними. Напротив, подверженные стрессам зачастую не могут отвлечься, продол­жая вращаться в круге проблем, волнуются из-за

Ности возможностей.

2. Они специально расслабляются для того, чтобы дать от­дых телу и уму от физических и психических нагрузок борьбы со стрессом. При этом часто прибегают к перемене типа нагру­зок, например, к интенсивным физическим занятиям или, на­оборот, спокойным расслабляющим упражнениям.

3. Они способны бросить общий взгляд на события своей жизни, не теряя широкой перспективы и не утопая в мелких деталях ситуации.

4. Им удается управлять развитием стрессовых ситуаций, осуществляя реалистичное планирование и вмешиваясь в них так, чтобы не дать стрессу поглотить себя. Они имеют ясное представление о вероятном направлении развития событий и не теряются при возникновении проблем.

5. Они идут навстречу проблемам и готовы иметь дело с трудностями или неприятными вещами.

6. Они знают свои возможности и не позволяют себе пере­напрягаться. Они знают, что определенный уровень нагрузок полезен и действует возбуждающе, но избыточные нагрузки рискованны и на них можно идти, только осознавая это.

7. Они не дают себе погрязнуть в состоянии депрессии, но предпочитают установить причину проблемы, чтобы затем взяться за ее решение. При этом они открыто и умело
ют свои чувства, работая над устранением всех возникающих затруднений.

8. Они способны идти на потерю популярности. Многие из тех, на кого сильно влияют растрачивают большую часть своих сил на беспокойство по поводу того, что думают окружающие. Те же, кто хорошо справляется со стрессом, не слишком тревожатся, если окружающие не одобряют их по­ступки.

9. Они не заставляют себя следовать крайне жестким пла­нам, которые вряд ли можно выполнить. Это суть профессио­нального отношения, позволяющего не оказываться в состоя­нии постоянной борьбы за выполнение нереальных обяза­тельств.

10. Они активно ограничивают степень своей вовлеченно­сти в работу. Будучи готовыми посвятить значительные уси­лия достижению цели, они поддерживают сбалансированное отношение к разным сферам жизненной активности.

Часть приведенных характеристик представляет собой жизненные позиции, часть — навыки врешении проблем. Наибо­лее важна способность менеджера ясно и объективно оцени­вать требования работы и творчески подходить к решению про­блем. Некоторые считают, что этого легче добиться, если ис­пользовать методы, позволяющие расслабиться. Основа этих методов — в позиции процессов, происходящих внутри вас, и сознательном создании состояния покоя в ваших мыслях и чув­ствах. Расслабление восстанавливает силы тела и успокаивает ум необычайно быстро.

РАЦИОНАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ. Не­которые руководители выполняют значительный объем рабо­ты в ограниченные сроки, другие жалуются, что не могут дос­тичь определенных результатов из-за «недостатка времени». Для последних возможность научиться более эффективно и разум­но распоряжаться временем поистине драгоценна.

Учиться эффективно использовать время следует начинать с понимания того, куда оно у вас уходит. Без ПОЛ ного представ­ления о вашей ежедневной работе нет никаких оснований для внесения изменений. Начав изучать использование своего вре­
мени, вы, вероятно, придете к некоторым из следующих оце­нок:

Я позволяю себе тратить свое время на других.

Я растрачиваю время на мелочи.

Я позволяю отнимать у себя время эмоциям.

Я не умею достаточно хорошо планировать и, как следствие, создаю себе работу, требующую дополнительных затрат времени.

Я делаю ТО, что могли бы выполнить другие.

Я не добиваюсь целей в поставленные мною сроки.

Как говорится, «то, как мы используем, наше время, гово­рит о том, кто мы», и те же факторы, которые снижают эффек­тивность в использовании времени, подрывают нашу общую эффективность.

Ключ к улучшению использования времени — это осведом­ленность. Недавно в спортивном мире были выработаны мето­ды, позволяющие развивать навыки самосознания с куда боль­шей точностью. В качестве примера нового метода проведем сравнение подходов двух инструкторов, обучающих катанию на коньках.

Никиту убедили пойти покататься на коньках вместе с деть­ми. Поскольку он до этого ни разу не стоял на коньках, он решил взять несколько уроков. Его первый инструктор посто­янно давал указания, исправлял ошибки и старался учить так, как это делают другие. На втором уроке у Никиты был другой инструктор, сосредоточивший свои усилия на том, чтобы по­мочь ему понять, что происходит, когда тот делает на льду те или другие движения. Этот инструктор задавал вопросы типа следующих:

Что вы о^^аете, когда быстро двигаетесь?

' Какое движение делает нога при повороте?

Как меняется дыхание при ускорении?

Что произошло, когда вы упали?

Что вы говорите себе о своих способностях?

Второй инструктор помогал Никите лучше понимать по­следствия различных движений и учиться, опираясь на возрас­тающее осознание того, что с ним происходит. Врезультате создавалась обратная связь с уже накопленным опытом, что, конечно, лучше, нем учиться только на жестких указаниях.

Наблюдать за затратами своего времени и оценивать, дей­ствительно ли эти затраты соответствуют вашим нуждам, мож­но с помощью вопросов, сходных с теми, какие задавал Никите инструктор:

Что я испытываю, делая это?

Какие свои способности я использую?

Каков результат моих временных затрат?

Испытываю ли я напряжение в данный момент?

Действительно ли я полон энергии и сил?

Как и почему я решил потратить время именно на это?

Обратите внимание: эти вопросы получе­

Ния информации, не для вынесения суждений. Если вы не удов­летворены собой, ваши суждения могут затруднить процесс обучения и внесения изменений. Куда полезней просто посмот­реть на то, как вы тратите время, и собрать эти наблюдения. Это мало-помалу повлияет на вашу самооценку, и перемены произойдут сами собой. Ключом к такому методу наблюдения за собой и обучения является самоосознание.

ВРЕМЯ И СИЛЫ МЕНЕДЖЕРА. У многих руководите­лей возникают проблемы с распределением времени: столько всего нужно сделать, что вполне можно было бы работать по двадцать часов ежедневно. Однако те, кто умеет им но распоряжаться, становятся крайне скрупулезными, «вкла­дывая» свое время; они постоянно задают себе следующиевоп- росы:

Надо ли мне делать это?

Хочу ли я делать это?

Какими могут быть потенциальные результаты?

Как это сделать проще всего?

Могули я привлечь тебе в помощь дополнительные ресурсы?

Не могу ли я делать также что-либо еще?

Идея, неявно содержащаяся в термине «вклад крайне полезна. Относитесь к своему времени также, какудач - ливый вкладчик капитала обращается со своими акциями. Про­блемы в том и другом случае похожи. Инвестор не может иметь вклады всюду и поэтому выбирает определенные

Ложения, так распределяя свои инвестиции, чтобы общий эф­фект был наибольшим. Точно так же и менеджер располагает ограниченным количеством времени и должен, вкладывая его, максимизировать ' свои результаты.

РАЦИОНАЛЬНОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ. Для руководителей, рационально распоряжающихся временем, характерны четыре общие черты:

1. Они бережливо относятся к своему времени, осознавая, что это бесценный ресурс, требующий разумного обращения с ним. Прежде чем принять решение о выделении времени на какую-либо конкретную деятельность, руководитель оценит, так ли уж она полезна. Та, которая не обещает весомых резуль­татов, сразу же отвергается.

2. Они совершенствуют умение делегировать свои полно­мочия. Перераспределение полномочий представляет собой процесс передачи задач от одного к другому. С передачей своей ответственности за выполнение задачи, полномочий и возмож­ностей по ее решению высвобождается время на более ценную деятельность.

3. Они планируют использование времени. Составляется расписание действий, готовится та или иная форма сетевого плана так, чтобы обеспечить выбор рационального решения.

4. Их подход к решению проблем основан на оценке его эффективности. При возникновении трудностей и в моменты, когда необходимо найти решение, руководитель, эффективно использующий время, выберет такой метод, который приведет к эффективному решению проблемы.

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

Как выбрать необходимого консультанта

Исходя из содержания проблемы, можно определить про­филь консультанта, которого необходимо пригласить. Для ре­шения проблем диагностики и стратегии развития следует при­глашать консультантов по общему управлению товУ, а для помощи в решении …

Характерные ошибки при осуществлении совместной деятельности

Отсутствие цели (предмета) совместной деятельности. Совместную деятельность можно с уверенностью назвать своеобразным «минным полем» для бухгалтера. Несмотря на достаточно хорошую юридическую проработку этого вопроса в гражданском законодательстве и литературе, а …

Характеристики руководителя, умеющего / не умеющего влиять на людей

Руководители, развившие в себе умение влиять на других, приобрели набор средств, которые можно использовать в чело­веческих отношениях. Эти навыки повышают эффективность и способствуют признанию собственной ценности: их можно плодотворно использовать …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.