biz

С чего начать и как организовать работу

«Я выполнял все работы в пиццерии и в
диспетчерской, и мне это нравилось. Я приходил на работу по ночам, принимал по
телефону заказы и беседовал с клиентами. Потом шел выполнять заказы, то есть
разогревать пиццу, упаковывать в коробки и отправлять по адресам. Так что всю
технологию я знаю от и до. Я сам доставлял пиццу клиентам под видом простого
курьера и был рад, когда мне давали двадцатку на чай."

Константин
Борцов, президент фирмы "Пицца Риф", С-Петербург.

В первой части
этой книги мы рассказали о том, с чего следует начинать при открытии своего
малого предприятия. Второй раздел посвящен вопросам, в которых должен
ориентироваться каждый предприниматель, чтобы более эффективно и рентабельно
управлять своим бизнесом. Эта глава дает общее представление о том, что нужно
знать начинающему бизнесмену.

Наименование
предприятия

"И вот сегодня мое название стало
очень популярным, и мне приятно, что я попал в точку."

"Когда началась перестройка, стали
открываться новые рестораны и магазины. Я был горожанином, но решил завести
ферму. Название своему кооперативу я дал "Ферма", и все вокруг стали
подшучивать надо мной. Говорили, что лучше было бы назвать "Звезда"
или "Прогресс" или что-то в этом духе. Сегодня это слово стало

очень популярным, и мне приятно, что я
попал в точку."

Вахтанг
Махарадзе, генеральный директор "Интерфермы", Москва.

Если ваше
предприятие будет преуспевать, его имя останется с ним надолго, поэтому,
видимо, есть смысл потратить и время, и силы, чтобы с самого начала выбрать
подходящее название. Надо учитывать и возможное расширение вашей деятельности
за пределы предусмотренной первоначально. Можно привести пример не совсем
удачного выбора наименования британской авиакомпании Верджин Атлантик Эйрвейз (Virgin Atlantic Airways). В
начале своей деятельности это была небольшая компания с рейсами через
Атлантический океан: "Лондон - Нью-Йорк". Сегодня ее маршруты
пролегают в Японию, а в скором времени откроется рейс и в Австралию. Так что
слово "Атлантик" (At­lantic) в наименовании вряд ли отражает поистине
международный охват этой компании. Наверное, им лучше было бы иметь в своем
названии что-то вроде "Интернэшнл" (International).

При выборе
названия вашего предприятия нужно учитывать следующие аспекты:

Юридические
требования к типу предприятия

Юридические
ограничения на использование

некоторых слов,
таких, как, например, "банк"

Вашу деятельность
на ближайшее время и в долгосрочной

перспективе

Аналогии с
предприятиями, подобными вашему

Соответствует ли
оно тому имиджу, который, по вашему,

должен сложиться
у клиентов?

Запоминается ли
оно, выразительно ли и привлекает ли

внимание?

Для некоторых
видов предпринимательской деятельности название не так важно, но когда имеешь
дело с широкой публикой, то надо, чтобы оно оставалось в памяти. Будьте также
осторожны с названиями, которые совершенно очевидны для вас, но непонятны для
посторонних людей.

Многие
предприятия пользуются также фирменным знаком, который фигурирует на их
бланках, автомашинах и прочих аксессуарах, с которыми сталкиваются клиенты.
Хорошо оформленный фирменный знак поможет клиентам вспомнить вашу продукцию или
услуги, если они забыли название вашей фирмы.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Чтобы узнать
мнение других о выбранном вами названии фирмы, выпишите на отдельных карточках
ваше название и четыре других, которые вы также обдумывали. Попросите 10
человек расставить все пять наименований в порядке предпочтения. Не привлекайте
к этому заданию друзей или родственников, так как они необъективны и выберут
то, которое, по их мнению, нравится вам. Постарайтесь найти для этого людей,
которые больше всего напоминают ваших будущих клиентов. Проделайте то же самое
и с вашим фирменным знаком.

Планирование
деятельности

Управлять
предприятием, а не просто на нем работать, - это значит постоянно заботиться об
эффективности его деятельности. Некоторые коллективы выкупили предприятия, где
работали, и сейчас управляют ими, получая прибыль. Проработав на них многие
годы, они знают, что и где нужно изменить.

Есть и другие
примеры. Скажем, тот же Константин Борцов, который вынужден был самостоятельно
делать каждый шаг в своем бизнесе. И в том, и в другом случае новые
предприниматели бросают вызов общепринятым методам хозяйствования и пробуют
новые более эффективные приемы. Это постоянное стремление к совершенству
повышает эффективность бизнеса и может привести к тому, что один из конкурентов
будет получать большую прибыль, чем другие, работающие в той же отрасли.

Многое в этой
книге посвящено тому, как искусство маркетинга поможет вам добиться
максимальной прибыли от ваших клиентов. Одно следует помнить постоянно, а
именно: прибыль есть "выручка от реализации" минус "затраты на
реализацию". Соответственно, можно повысить рентабельность вашего бизнеса
как за счет снижения затрат, так и через повышение объема реализации.

Многие бизнесмены
прилагают много сил к тому, чтобы продать свои товары или услуги по наивысшей
цене. При этом они забывают о возможности сокращения затрат на материалы для
изготовления продукции.

"Здесь полно всяких посредников, и
много денег уходит к ним за услуги."

"Здесь полно всяких посредников, и
много денег уходит к ним за услуги по поставке бумаги. Наш коммерческий
директор отправился прямо в Якутию, на бумажную фабрику, и закупил бумаги на
несколько месяцев вперед. Нам также повезло с типографией, которая выполняет очень
качественную печать и недорого. Причина дешевизны в том, что печатный станок
типографии не того формата, и поэтому у нее мало заказчиков."

Сергей
Строителев, главный редактор газеты "Город N ", Ростов-на-Дону.

Ваш бизнес-план
поможет вам повысить эффективность управления вашим предприятием. Проставляя
фактически полученные показатели против плановых, вы имеете возможность
контролировать ситуацию. Вы сможете точнее рассчитать затраты по различным
подразделениям вашего предприятия. Это позволит вам упорядочить методику
расчета для планирования объемов производства продукции или услуг.

Наряду с
конкретными расчетами по вашим подразделениям вам следует рассмотреть ряд более
общих вопросов прежде, чем приступать к составлению планов. К ним относятся:

Отпуска
сотрудников

График
технического обслуживания оборудования

Дополнительные
мощности оборудования

Материальные
запасы и график закупок

Запасы готовой
продукции

Обеспечение
цикличности поставок без затоваривания

Увязка между
производственными мощностями, товарными

запасами и
прогнозами по реализации

Резерв времени
для найма и подготовки кадров

В конечном итоге
ответственность за результаты работы фирмы несет ее владелец. Поэтому он должен
знать, как работает его предприятие. Для этого лучшим путем является изучение
функций, которые оно выполняет. Не исключено, что для решения проблем придется
привлекать и сторонние фирмы.

"У нас были проблемы с сырьем для
нашего производства. Но мы выжили, потому что наше производство небольшое и
гибкое. Мы попытались увязать в одну цепочку всех наших основных поставщиков и
стараемся по возможности оказывать друг другу помощь в решении различных
проблем, и, естественно, при таких условиях они с большей готовностью поставляют
нам свою продукцию. Например, фурнитуру для нашей обуви мы получали из Италии,
так как не было местных поставщиков. Так вот, мы закупили необходимое
оборудование для изготовления ее и заключили соглашение с одной московской
фирмой о поставках этой продукции нам, и сегодня они просят нас увеличить
объемы заказов и помочь им наладить реализацию другим заказчикам. Такие
проблемы решать можно, нужно только время и терпение."
Валерий Докшукин, генеральный директор
российско-итальянского СП по изготовлению обуви "Заритал" ( Zarital),
Москва.

Отношения с
государственными органами, поставщиками и клиентами

Если бы
становитесь предпринимателем, то ваши взаимоотношения со сторонними
организациями изменяются. При социалистической системе хозяйствования отношения
между фирмами, государственными учреждениями и частными лицами предписывались в
законодательном порядке и никакие отклонения не допускались.

В рыночной
экономике эти взаимоотношения носят совершенно иной характер. Будучи владельцем
малого предприятия, вы несете ответственность за любые действия, как ваши, так
и ваших сотрудников, поэтому вы должны ясно представлять себе ваши
обязательства перед теми, с кем вы имеете дело.

1. Государство

«Правительство приняло решение,
согласно которому оно вправе

наложить арест на всю необъявленную
прибыль. Если отчет не представляется в установленный срок, то на предприятие
налагается штраф. Аналогичным образом, в случае отказа предъявить отчетные
документы или показать бухгалтерские счета налоговому инспектору, предприятию
грозят штрафные санкции. Сокрытие счетов от налоговой инспекции граничит с
уголовной ответственностью. Ответственность огромная, и, в основном, она
ложится на предприятие, так как по закону бухгалтер юридической ответственности
не несет. Если он обнаружит какие-то расхождения, то он не обязан, как раньше,
докладывать об этом. Он только должен поставить в известность руководство фирмы
о произошедшем нарушении. Затем руководитель дает ему указание принять
необходимые меры, и бухгалтер выполняет это распоряжение, но он уже не обязан
докладывать об этом никакой сторонней организации.»

Сергей
Балканов, эксперт по вопросам бухгалтерской отчетности, Москва.

Сегодня сам
предприниматель обязан знать различные законы и нормативы и выполнять их. Это
не так просто в ситуации, когда их трудно найти. Вам придется обращаться за
советом к другим предпринимателям или в предпринимательские ассоциации.

Предпринимателю
следует помнить и о других юридических требованиях, таких как:

1.
Все предпринимательские структуры должны быть зарегистрированы в местном
отделении пенсионного фонда, куда они обязаны производить отчисления от фонда
заработной платы.

2.
Сегодня строго контролируется соблюдение законодательства в области
здравоохранения и экологии. Эти функции возложены на местные
санитарно-эпидемиологические станции и комитеты по охране окружающей среды. СЭС
выдает разрешение на производственную деятельность и проводит инспекцию как до
начала, так и в ходе процесса производства. У этих организаций есть право облагать
штрафными санкциями виновных в нарушениях, и если указанные нарушения не
устранены в определенный срок, СЭС может закрыть производство.

3. Кроме того,
существует трудовое законодательство, которое регулирует процедуру найма.
Установлен минимальный размер заработной платы, право на отпуск и другие нормы.
Споры по этим вопросам между персоналом и нанимателями могут привести к
длительным судебным разбирательствам.

Вы, как владелец
предприятия, обязаны постоянно быть в курсе последних изменений в
законодательстве. Для этого можно, например, регулярно читать газеты по
бизнесу, в которых имеются материалы о таких изменениях и о том, как они
сказываются на деятельности предпринимательских структур. Если же вы что-то
упустите, это не снимет с вас всей ответственности, и вас могут подвергнуть
штрафным санкциям.

"Очень важно следить за изменениями
в законодательстве. Это помогает при планировании собственной
деятельности."

"Законодательная база непрерывно
развивается. Я в числе первых получила участок земли, и с тех пор закон
постоянно совершенствовался. Я внимательно слушаю все заявления депутатов. Мне
кажется, что очень важно следить за изменениями в законодательстве и за
процессом законотворчества. Это помогает прогнозировать развитие событий и
учитывать их при планировании собственной деятельности."
Ольга Кузнецова, владелица фермы под
С-Петербургом.

2. Отношения с поставщиками товаров и услуг

Помимо работы с
вашими клиентами вам придется иметь дело и с другими фирмами, чьими товарами и
услугами вы пользуетесь для создания своей продукции. Предприниматель должен
установить связи с такими поставщиками на уровне договорных отношений.
Понимание содержания договоров является очень важной составляющей управления
предприятием.

Некоторым
договоры представляются в виде длиннющих документов с разными статьями,
выполненными на юридическом жаргоне, которые оканчиваются множеством подписей с
печатями. На самом же деле, любой договор - это прежде всего соглашение между
сторонами. Суть соглашения в том, что одна сторона делает предложение другой
стороне, которое последняя принимает и производит оплату в какой-то форме. Даже
не сознавая этого, вы все время вступаете в договорные отношения.

Когда вы
покупаете что-то у уличного торговца или в магазине, вы заключаете договор,
хотя бы и очень краткосрочный. В самом деле, ведь вам предложен товар, вы
поторговались о цене, а затем приняли предложение. Договор состоялся, и он
исполняется, т.е. поставка товара против оплаты в соответствии с устным
соглашением между двумя сторонами. Так же и бизнесмены сначала договариваются о
цене, затем согласовывают условия и варианты платежей - и договор считается
заключенным, даже если единственным признаком этого является договоренность,
скрепленная рукопожатием. Не обязательно, но все же желательно оформлять
договор в письменном виде, так как без документального подтверждения трудно
будет доказать, о чем шла речь.

Каждый договор
обусловлен характером конкретной сделки. Договор купли-продажи автомашины по
содержанию сильно отличается от документа, который подписывают стороны,
договаривающиеся о строительстве нового дома. При этом, однако, многие статьи в
обоих договорах будут похожи.

"И в России
есть договоры, имеющие юридически обязательную силу. В них тоже подробно
излагаются условия, которые согласовываются сторонами-участницами. Однако такая
уж нынче в России обстановка в деловом мире, что многие предприятия требуют
предоплату, и вот почему. Во-первых, банковская система недееспособна и не
обеспечивает оперативного перечисления денежных сумм, и во-вторых, финансовое
состояние некоторых фирм оставляет желать лучшего, а поставщики, вступающие с
ними в договорные отношения, не очень-то расположены, да и времени у них нет,
проверять кредитоспособность каждого своего заказчика." Юрий Смирнов,
эксперт фирмы "Марин Компьютер Системз" (Marine Computer
Systems), С-Петербург.

Во всех договорах
излагаются обязательства сторон. Там также определяется порядок разрешения
споров. Если разрешение мирным путем не представляется возможным, то стороны
вправе обратиться в какую-нибудь компетентную правовую инстанцию.

Гражданский суд
рассматривает имущественные споры между гражданами России. Его процедуры
определены в Положении о гражданском судопроизводстве Российской Федерации.

Арбитражные суды
ведут дела в соответствии с законом об арбитражном суде и рассматривают споры в
области предпринимательской деятельности между гражданами и организациями.

Для разрешения
споров можно также обращаться в третейские суды, но обе стороны должны
согласиться на рассмотрение дела в этом суде, прежде чем он приступит к
слушанию. Для ускорения разрешения таких споров некоторые предприятия включают
в свои договоры положение о том, что в случае возникновения спора, стороны
согласны на рассмотрение дела в таком суде. Однако отсутствие такого пункта в контракте
не препятствует обращению в этот суд при условии, что стороны не возражают
против этого.

Не следует
легковесно относиться к судебному разбирательству, ибо оно может оказаться
весьма дорогостоящим и продолжительным. Придется привлекать юристов, и обе
спорящие стороны обязаны присутствовать на разбирательстве. В отдельных случаях
проигравшая сторона обязана оплачивать судебные издержки всех сторон в споре.
Поэтому очень важно проконсультироваться у юристов перед тем, как заключать
какую-нибудь сделку. А если договор уже подписан, то вы несете ответственность
за выполнение взятых на себя обязательств, как бы ни были невыгодны для вас
условия договора.

Четко
составленные и хорошо проработанные договоры являются гарантией того, что
стороны учли все нюансы сделки. При этом, однако, предприниматель должен
внимательно проанализировать способность противоположной стороны выполнить
договорные обязательства.

«Руководителю малой фирмы совершенно
необходимо быть юридически грамотным»

"Руководителю малой фирмы совершенно
необходимо быть юридически грамотным или во всяком случае прислушиваться к
рекомендациям своих юристов, особенно при составлении договоров и аналогичных
документов."

Сергеи
Шапигузов, президент российско-британского совместного предприятия "КПМГ Ревиконсульт"
(KPMG Reviconsult), Москва.

3. Как вести дела со своими клиентами

Многие
предприятия малого бизнеса в России предлагают свою продукцию и услуги широкой
публике, а не другим предприятиям. При старой системе покупатели в
государственных магазинах имели довольно мало прав. Качество товаров было, как
правило, низким, и нередко проданные вещи оказывались с дефектом, но покупатель
не имел права на возврат товара, если он вышел из магазина. Было принято тут же
распаковывать и проверять только что приобретенную вещь прямо в магазине,
потому что покупатель терял все права после выхода из магазина.

Сейчас положение
в России меняется, и даже начинают появляться ассоциации прав потребителей.
Предприниматель должен помнить о постоянно расширяющихся правах потребителей.
На Западе потребители объединились и создали организации защиты прав
потребителей, которые поставили перед собой задачу устранить превосходство
коммерческих интересов поставщиков над интересами покупателей. Они продолжают
бороться за следующие права:

Право на
безопасность
- потребители должны
быть защищены от вредных для здоровья или опасных для жизни товаров, процедур и
услуг.

Право на
информацию
- потребители должны иметь
право знать факты, чтобы быть в состоянии сделать правильный выбор и иметь защиту
против нечестной или ложной рекламы или этикеток.

Право выбора - потребители должны иметь доступ к широкому ассортименту
товаров и услуг удовлетворительного качества по конкурентоспособным ценам.

Право слова - интересы потребителей должны быть учтены при подготовке
и осуществлении государственной политики.

Право на
компенсацию
- потребителям должно
гарантироваться объективное рассмотрение их справедливых претензий, в том числе
компенсация за обман, дефекты товаров или неудовлетворительное обслуживание.

Право на
просвещение в области прав потребителей –
получать информацию об основных правах и обязанностях потребителей и как
ими пользоваться.

Право на
здоровое окружение
- жить и работать
в условиях, которые не угрожают здоровью нынешнего и грядущих поколений.

Организации
защиты прав потребителей на Западе обладают мощным потенциалом и оказывают
влияние на процесс подготовки законов. Не случайно, что такая страна, как
Соединенные Штаты, которая многим представляется цитаделью свободной
конкуренции и рынка, одновременно является одной из самых законопослушных в
мире. Чем больше поощряется свобода предпринимательства, тем больше нужно
гарантий того, что потребители не окажутся жертвами предприни­мателей.

Эти организации
принимают участие в разработке широкого круга законодательных актов, в том
числе по безопасным товарам, гигиене и здравоохранению, рекламной деятельности,
ответственности за качество товаров, гарантийным обязательствам, рекламациям,
перечню ингредиентов и добавок и контролю за использованием токсичных веществ.

Организации в
защиту прав потребителей считают, что создание справедливого и цивилизованного
общества требует контроля за использованием потребителей в интересах
предпринимателей. Они также полагают, что на рынке, где господствует только
конкуренция и нет разумного механизма контроля, правит "закон
джунглей".

Первые
независимые объединения потребителей в бывшем СССР появились в 1989-1990 годах.
В сентябре 1990 года после обращения Верховного Совета Российской Федерации
Комитет конституционного надзора СССР отменил несправедливые ограничения по
возврату некачественных товаров. В мае 1991 года Верховный Совет РСФСР почти
единогласно принял Закон о защите прав потребителей.

Российские
организации потребителей распространяют достоверную и объективную информацию о
важности защиты прав потребителей. Они принимают участие в судебных
разбирательствах, в результате которых на предприятия, нарушающие этот закон и
договорные обязательства, налагаются штрафные санкции.

"Наши организации потребителей
становятся источником информации, нацеленной на защиту интересов
потребителей."

"Мы издаем журналы совместно с
контрольными органами, где помещаем анти рекламную информацию и предупреждения
в отношении отдельных товаров, представляем системы оценки, с помощью которых
анализируется качество различных товаров на основе статистических данных,
имеющихся в аналитических лабораториях. Мы также ведем судебные процессы против
предприятий и консультируем по вопросам планирования семейного бюджета Вместе с
рядом других учреждений мы выступили с инициативой о создании организаций по
кредитованию потребителей. Они призваны стать альтернативой государственным,
сберегательным и коммерческим банкам и гарантировать сбережения потребителей, а
также предоставлять потребителям льготные ссуды. Наши организации потребителей
становятся источником информации, нацеленной на защиту интересов
потребителей."

Александр
Аузан, президент Международной конфедерации обществ потребителей России,
Москва.

Для
предпринимателя появление новых организаций потребителей означает, что
потребители все более осознают свои права и могут принимать соответствующие
меры против тех предприятий, которые ведут себя недобросовестно. Кроме того,
есть целый рад соображений в области маркетинга, по которым предприятиям должно
быть выгодно уважать потребителя и стараться выполнять его пожелания, а не
просто пользоваться им. Потребители должны быть друзьями предпринима­телей, ибо
они обеспечивают доход, а стало быть возникает вопрос: есть ли смысл нечестно
поступать по отношению к ним? Надо помнить, что в конце концов именно
потребитель решает, с кем он будет иметь дело, с вами или с вашим конкурентом.

Содержание: Открыть свое дело

biz

Ремонт современной складской техники

Складская техника Для эффективной деятельности малого и среднего бизнеса немаловажную роль играет складская техника. Хорошо оснащенный склад в Екатеринбурге, использование современного оборудования для разгрузо-погрузочных работ и площадок для хранения товаров …

5 золотых правил для успешного бизнеса

5 золотых правил для успешного бизнеса 25.11.2005 Лет 15 назад, в пору начала бурной перестройки нашей тогдашней советской жизни я перевел для студентки какого-то лингвистического вуза многостраничный материал под заголовком …

10 причин из-за которых малый бизнес терпит неудачу

10 причин из-за которых малый бизнес терпит неудачу Более половины вновь созданных в Америке малых предприятий прекратят свое существование в первые четыре года - статистика, которая заставляет вздрогнуть даже самого …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.