5. Валютный контроль

Особое место в системе мер государственного регулирования занимает Валютный контроль.

Основными задачами валютного контроля являются следующие:

• контроль за поступлением валютной выручки за экспортированные товары;

• контроль за проведением обязательной продажи 50% валютной выручки экспортерами;

• контроль за поступлением товаров в Российскую Федерацию по импортным операциям;

• контроль за поступлением товаров в Российскую Федерацию по бартерным контрактам.

Органами валютного регулирования в России являются ЦБ РФ, ГТК РФ, Государственная налоговая служба и Комиссия по валютному и экспортному контролю.

Первичными документами валютного контроля являются должным образом оформленные экспортные или импортные контракты. Они должны содержать, как минимум, следующие реквизиты:

• определение сторон контракта с указанием их юридических адресов;

• описание товара с указанием его технических характеристик и количества;

• указание цены единицы товара, характера и способа установления цены и общей суммы контракта;

• указание сроков поставок;

• обязательство покупателя принять и оплатить товар;

• указание сроков платежа, валюты платежа и способа платежа с перечислением документов, против которых осуществляется платеж;

• указание названий банков и номеров счетов плательщиков и получателей, а также реквизитов банков-корреспондентов, через которые должен осуществляться платеж;

• вид гарантии платежа за поставленный товар или поставки товара против платежа;

• обязательства партнеров по возврату авансов в случае непоставки товаров;

• ответственность сторон и штрафные санкций за невыполнение обязательств;

• указание страны, в суде которой будут рассматриваться возникшие споры.

Контракт должен быть составлен на русском языке или иметь нотариально заверенный перевод на русский язык. Контракт должен иметь номер, на нем должны быть указаны место и дата подписания, а также иметься подписи лиц, уполномоченных на совершение сделок*.

* Для правильного понимания и выполнения всех требований к оформлению контрактов купли-продажи следует изучить разд. I и II учебника, а контрактов подряда — разд. III.

Сроки платежа за поставленные товары и сроки поставки товаров после осуществления предусмотренных контрактом платежей не могут превышать 180 дней. Сделки, предусматривающие оплату поставленного товара или поставку закупленного товара в сроки, превышающие 180 дней, могут осуществляться только при наличии лицензии Банка России на ведение операций, связанных с движением капитала.

Вторичными документами валютного контроля являются паспорта сделок, учетные карточки и карточки платежа.

По каждому экспортному или импортному контракту оформляется Паспорт сделки (ПСэ или ПСи), подписываемый банком, в котором открыт валютный счет экспортера или импортера, и который будет осуществлять расчеты по контрактам. Паспорт сделки оформляется в двух экземплярах по установленной стандартной форме и в соответствии с установленным порядком.

После заполнения паспорта сделки экспортер или импортер представляют его в свой банк с приложением оригинала или заверенной копии контракта. Банк проверяет достоверность представленных документов, в том числе подписей, подписывает паспорт сделки, оставляет один экземпляр себе, а другой передает клиенту. Тем самым банк принимает на себя обязательство по контролю за исполнением сделки.

Если в ходе исполнения контракта в него вносятся какие-либо изменения, экспортер или импортер должны предоставить банку оригиналы или заверенные копии изменений или дополнений и оформить новый паспорт сделки.

При предъявлении товаров к таможенному досмотру декларант передает таможне оригинал контракта или его заверенную копию, заполненную грузовую таможенную декларацию (ГТД), заверенную ксерокопию оригинала паспорта сделки. Таможенные органы проверяют подлинность документов и соответствие их действующим требованиям. После завершения таможенного оформления ксерокопия ГТД с печатью передается декларанту, который пересылает ее в банк.

Дополнительно при экспортных и импортных операциях оформляются учетная карточка и карточка платежа. Учетные карточки составляются в ГТК РФ по каждому коду товара в каждой грузовой таможенной декларации. Они пересылаются ГТК в банк экспортера или импортера с целью идентификации товаров, выпущенных с территории РФ или поступивших на ее территорию, и соответствующих платежей. Карточки платежа оформляются для учета и контроля осуществления платежей по контрактам.

Заверенные таможенными инспекторами копии грузовых таможенных деклараций должны передаваться в банк в течение 10 дней с даты выпуска экспортного товара с таможенной территории РФ и в течение 30 дней с даты пропуска товара на таможенную территорию РФ.

Если экспортер по каким-либо причинам не обеспечит поступление валютной выручки в Россию, то против него будут применены финансовые санкции и может быть поставлен вопрос об уголовной ответственности. Если по каким-либо причинам импортер не может представить в банк ГТД, подтверждающую полное поступление товара в Российскую Федерацию, с него в бесспорном порядке взыскивается стоимость неполученного товара и на него налагаются серьезные финансовые санкции.

Если сами банки допустили ошибки в учете и контроле за валютными операциями, связанными с экспортом и импортом товаров, на них также налагаются финансовые санкции. За свою работу, связанную с осуществлением валютного контроля за экспортными и импортными операциями, банки имеют право взыскивать комиссионное вознаграждение в размере не более 0,15% суммы контракта, указанной в паспорте сделки.

Так же как и для экспортных и импортных операций, для бартерных операций оформляется паспорт сделки, но не в банке, а в управлении уполномоченного Министерства промышленности и торговли (Минпромторга) России в регионе, если сумма договора не превышает в эквиваленте 1 млн долл. США, а при превышении этой суммы — в управлении уполномоченного Минпромторга России по Центральному району.

Первичным документом для получения паспорта бартерной сделки является двусторонний договор мены, который должен содержать те же реквизиты, что и экспортно-импортные контракты. Договор должен содержать данные о количестве, качестве, цене единицы и общей стоимости обмениваемого товара при определенных базисных условиях поставки.

Для оформления паспорта сделки в управление уполномоченного Министерства экономики и торговли направляется заявление с приложением следующих документов:

• двух экземпляров паспортов сделки, составленных, подписанных и заверенных в соответствии с инструкциями;

• оригинала бартерного договора и изменений к нему с удостоверенными копиями, которые остаются в управлении Министерства промышленности и торговли;

• удостоверенной копии документа о государственной регистрации российского юридического лица;

• копии учредительных документов российского юридического лица;

• копии документа, подтверждающего учет российского лица органами государственной статистики;

• копии международного договора РФ, если бартерный контракт заключается во исполнение этого договора;

• заверенного перевода на русский язык бартерного договора, составленного на иностранном языке.

Уполномоченный Министерства промышленности и торговли обязан в течение не более 21 дня проверить правильность и достаточность представленных документов и выдать заявителю паспорт сделки. За оформление и переоформление паспортов взимается установленная плата.

При таможенном оформлении первой партии товара таможенному органу представляется оригинал паспорта сделки и его заверенная копия. При таможенном оформлении последующих партий товара таможенному органу предоставляется только заверенная копия паспорта сделки. При этом в случае внесения изменений в бартерный контракт заявитель должен переоформить паспорт сделки.

В случае изменения условий договора, предусматривающих расчеты в денежных или иных финансовых документах, российские лица обязаны обеспечить возврат этих средств в сумме эквивалентной экспортной стоимости, вывезенных из Российской Федерации товаров на свои счета в уполномоченных банках с соблюдением требований законодательства о валютном контроле, причем не более чем через 180 дней после таможенного оформления поставок из Российской Федерации. Превышение указанных сроков либо использование любой другой формы выполнения иностранным партнером своих обязательств вместо ввоза в Россию товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности возможно только по специальному разрешению. При экспорте работ и услуг по бартерным контрактам российский экспортер должен оформить паспорт сделки с указанием всех обязательств. Одной из особенностей таких сделок является обязанность российских лиц представить в органы валютного контроля в течение 15 дней с момента вывоза работ, услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности документы иностранного импортера, подтверждающие получение или выполнение указанных работ и услуг.

В случае любых нарушений установленного режима валютного контроля таможенные органы возбуждают дело о нарушении правил в отношении российских участников внешнеэкономической деятельности. Наказанием за нарушения может являться наложение штрафов в размере от 100 до 200% стоимости товаров и транспортных средств с их конфискацией или без таковой, с взысканием стоимости таких товаров и транспортных средств или без такового, с отзывом лицензии или квалификационного аттестата.

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел. +38 05235 7 41 13 Завод
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 067 561 22 71 — гл. менеджер (продажи всего оборудования)
+38 067 2650755 - продажа всего оборудования
+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи всего оборудования
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Скайп: msd-alexandriya

Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Представительство МСД в Киеве: 044 228 67 86
Дистрибьютор в Турции
и странам Закавказья
линий по производству ПСВ,
термоблоков и легких бетонов
ооо "Компания Интер Кор" Тбилиси
+995 32 230 87 83
Теймураз Микадзе
+90 536 322 1424 Турция
info@intercor.co
+995(570) 10 87 83

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.