4. Нетарифные методы регулирования

Отечественные коммерсанты, начинающие осуществлять внешнеторговую деятельность, должны хорошо представлять, что в современных условиях широко применяются различные нетарифные методы регулирования внешней торговли. Рассмотрим кратко некоторые из них.

Антидемпинговые процедуры направлены против продавцов, экспортирующих товары по ценам ниже стоимости их производства в стране вывоза.

Обычно антидемпинговые процедуры инициируются мощными компаниями страны импортера, которые считают, что ввозимые по пониженным ценам товары из другой страны мешают сбыту их продукции, от чего они несут и финансовые, и моральные убытки. Такие претензии рассматривают в одних странах специальные антидемпинговые трибуналы, в других — гражданские суды.

И обвиняемый в демпинге, и обвиняющая сторона должны представить свои доказательства и умело провести процесс. Во времена плановой экономики антидемпинговые трибуналы, включая Европейскую комиссию, исходили из того, что советское государство дотировало производство, и часто выносили решения о виновности советских поставщиков в демпинге.

Например, при поставках советских гидроагрегатов для четырех крупных электростанций в Канаду на рубеже 80—90-х гг. оттавский антидемпинговый трибунал под давлением гигантской американской компании «Дженерал электрик» и ее канадского филиала «Доминион инжиниринг» обвинили советское внешнеторговое объединение «Энергомашэкспорт» в демпинге при поставке гидроагрегатов для электростанции Джен Пег несмотря на то, что контракт был подписан в результате выигрыша тендера на международных торгах, по условиям которых заказ получает фирма, предложившая самую низкую цену. Единственным аргументом трибунала был тот факт, что гидроагрегаты поставлялись из страны с плановой, экономикой.

Вынося справедливые или несправедливые решения о демпинге, трибуналы определяют так называемую справедливую цену и устанавливают антидемпинговую пошлину, которую удерживают с поставщика. Если поставщик слишком занизил свою цену и нанес большой ущерб национальным производителям импортирующей страны или вновь экспортировал свою продукцию по демпинговым ценам, то трибунал может принять решение о наложении на поставщика антидемпингового штрафа, значительно превышающего величину антидемпинговой пошлины и часто носящего разорительный характер. Более того, трибунал может рекомендовать правительству импортирующей страны ввести количественные ограничения или запрет на импорт аналогичных товаров из страны провинившегося поставщика.

В случае с поставками гидроагрегатов для электростанций в Канаду была установлена антидемпинговая пошлина в размере 15% от импортной цены. Однако опытным работникам советского внешнеторгового объединения удалось заставить канадского заказчика компенсировать объединению эти потери.

Во второй половине 90-х гг. российские экспортеры часто подвергаются обвинениям в демпинге своей продукции на западные рынки. Это объясняется двумя основными причинами.

Во-первых, цены естественных монополий на энергоносители и транспортные тарифы делают энерго - и материалоемкую российскую продукцию дороже аналогичной продукции на мировом рынке, что дает основание западным фирмам обвинять нас в демпинге.

Во-вторых, низкая коммерческая и юридическая квалификация большинства экспортеров не дает им шансов защитить себя от подобных обвинений.

Пример этому — признание осенью 1997 г. российских поставщиков виновными в демпинге бесшовных стальных труб на западноевропейский рынок, в результате чего отечественные предприятия облагаются антидемпинговой пошлиной в размере 35%, что практически закрыло для них европейский рынок труб на 5 лет. АО «Турбопром» не пригласило опытных консультантов, не разработало тактику защиты, не заполнило вовремя опросные листы КЭС, чем поставило всю отрасль в тяжелейшее положение.

Из этого опыта соответствующий вывод должны сделать все российские коммерсанты: с мировым рынком шутки плохи! Разработка принципов защиты от обвинений в демпинге должна заранее готовиться, если сбыт продукции возможен только по экспортным ценам ниже цен рынка импортирующей страны.

Правовая основа антидемпинговых процедур заложена в статье VI, или так называемом антидемпинговом кодексе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое образовало в 1994 г. Всемирную торговую организацию (ВТО). В уставе ВТО статья об антидемпинге разработана более детально, в ней. определены критерии нанесения факта ущерба и даны рекомендации по расчету разницы демпинговых и нормальных цен.

На основе антидемпинговых положений ВТО Европейский союз регламентировал все вопросы антидемпинговой процедуры по отношению к поставщикам из стран, не являющихся членами ЕС. По этому регламенту ведение антидемпинговых процедур контролируется Комиссией ЕС, которая определяет достаточность причин для возбуждения процедуры, решает вопрос о ее возбуждении, может вводить до проведения разбирательства временные антидемпинговые пошлины, принимать во внимание обязательства иностранных экспортеров исправить положение и прекращать разбирательства. Представители стран — членов ЕС участвуют в антидемпинговых разбирательствах в составе Антидемпингового комитета. В тех случаях когда экспортеры не согласны с решением Антидемпингового комитета, они имеют право обратиться в Суд Европейского союза.

Поэтому в случае обвинения российской организации в демпинге следует немедленно обратиться к российской или иностранной консультационной фирме, а также самостоятельно изучить антидемпинговые процедуры ВТО и, в случае поставок в Европу, процедуры ЕС. Эта рекомендация тем более актуальна, поскольку Россия стремится быть принятой в члены ВТО и войти в ЕС.

Ценовые преференции. Ценовые преференции также применяются для защиты интересов местных производителей товаров от импорта аналогичной продукции из других стран. Для этого под давлением национальных производителей устанавливается, что определенный товар (работы, услуги) могут быть закуплены у зарубежных поставщиков аналогичного товара, если их цены окажутся ниже цен национальных фирм, например на 5%. Чаще подобная процедура применяется при закупках крупных партий товара или уникальных комплектов оборудования через международные торги*.

* Порядок проведения международных торгов изложен в гл. 13 учебника.

В 70-х гг. советское внешнеторговое объединение «Энергомашэкспорт» по техническим показателям и коммерческим условиям заняло первое место в торгах на поставку в США мощных гидроагрегатов для крупнейшей американской гидростанции Гренд Кули, опередив по всем показателям предложения энергетических гигантов США, в том числе предложив цены на 4% ниже американских. Американское правительство не могло допустить такого прорыва советской техники на их рынок и под давлением американских монополий до окончательного решения тендерного комитета о передаче заказа ВО Энергомашэкспорт приняло Закон о введении ценовой преференции в пользу американских поставщиков в размере 6%, грубо устранив со своего рынка советских конкурентов.

Этот пример показывает, что ценовые преференции могут вводиться как защитная мера не только развивающимися государствами, но и богатейшими странами мира.

Количественные ограничения. Большинство стран в период развития или восстановления своих экономических потенциалов вводят долгосрочные или краткосрочные меры по количественному регулированию импорта и экспорта определенных видов товаров, устанавливая для них соответствующие квоты в абсолютных цифрах или в процентном отношении к объемам собственного производства. Одновременно с установлением квот правительство назначает один из своих органов ответственным за выдачу лицензий, т. е. разрешений той или иной компании осуществить экспорт или импорт определенного количества своей продукции.

Экспортные квоты устанавливаются в основном по трем причинам:

• с целью приоритетного удовлетворения данным видом товара своего рынка, во избежание роста цен;

• в соответствии с подписанными правительством международными компенсационными или картельными соглашениями, целью которых является регулирование цен на мировом рынке (например, на кофе, какао, нефть и др.);

• в соответствии с заключенными правительством двусторонними соглашениями с другими странами о добровольном ограничении экспорта товаров (например, соглашения США и Японии о добровольном ограничении экспорта автомобилей, электронной техники и т. д.).

Импортные квоты устанавливаются прежде всего для защиты отечественного рынка от агрессивной экспортной политики более развитых стран. Например, Турция и Греция ограничивали ввоз в свои страны дизелей, дизель-генераторов, электродвигателей и т. д. чтобы дать возможность укрепиться на рынке отечественным производителям. В то же время не вводилось никаких количественных ограничений на ввоз этого оборудования в разобранном виде на принципах прогрессивной сборки, т. е. с постепенным освоением выпуска узлов и деталей собственной промышленностью.

Весьма часто страны, проводящие у себя международные ярмарки, увеличивают квоты на импорт товаров, с одной стороны, привлекая большее число иностранных участников, с другой — позволяя отечественным фирмам закупать лучшие образцы товаров, с тем чтобы содействовать ускорению технического прогресса национальной промышленности.

Экспортные и импортные квоты обычно распределяются пропорционально объемам заявок национальных поставщиков и потребителей продукции. Однако если правительство хочет повысить эффективность экспортных и импортных операций, оно осуществляет распределение квот путем проведения конкурсов и аукционов, в результате которых отбираются наиболее выгодные - предложения поставщиков и потребителей.

В целях реализации Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» Правительство РФ приняло 31 октября 1996 г. постановление «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации».

Государственная монополия на экспорт и импорт отдельных видов товаров или товарных групп вводится обычно для повышения эффективности торговли, более четкого контроля получения выручки и расходования валютных средств, регулирования объемов торговли с учетом интересов реструктуризации отечественной промышленности, уменьшения числа посредников, претендующих на часть валютной выручки или необоснованно вздувающих импортные цены, снижения коррумпированности торговли.

Те же задачи решает монополизация внутренней торговли, например спиртом и водочными изделиями. К сожалению, российское Правительство не понимает, что без строгой монополизации импорта этих товаров борьба за монополизацию в сфере сбыта не имеет перспектив.

Приобретение товаров от резидентов. При размещении крупных заказов не редко сами покупатели ставят условие, чтобы поставщиками товаров были только резиденты их страны. Чтобы избежать этого барьера, иностранные поставщики вынуждены создавать в стране покупателя дочерние фирмы и продавать товары через них. Это позволяет покупателям при рассмотрении разногласий применять право своей страны.

Экспортеры товаров также должны знать о существовании Политических барьеров (например, КОКОМ), ограничивающих возможности торговли.

КОКОМ закончил свое существование 31 марта 1994 г., поскольку после окончания «холодной войны» потребность в нем логически отпала. Вместо него в декабре того же года была создана новая международная организация »Новый форум» с центром в Вене. Первоначально в число ее членов входили 28 стран, в том числе Венгрия, Польша, Словакия и Россия.

Согласно разработанным принципам эта организация не будет составлять черный список стран, для которых устанавливаются экспортные и импортные ограничения. Вместо этого планируется вести «мониторинг поведения» стран, чтобы можно было своевременно обсудить необходимость ограничений, если торговля определенным товаром создает угрозу безопасности соседям по региону. Под потенциально опасными подразумевают такие страны, как Иран, Ирак, Ливия, Северная Корея.

Несмотря на отмены списков КОКОМ, некоторые страны, и в первую очередь США, придерживаются старых порядков. Например, они запрещают своим компаниям продавать в Россию современное компьютерное и телекоммуникационное оборудование.

Обычно политические барьеры в торговле эффективны, когда в их создании участвует достаточно много стран, объединенных идеей ООН или одной из крупнейших держав мира. Многим памятна политическая и экономическая блокада ЮАР, когда в ней проводилась политика апартеида. В 90-х гг. Со стороны США продолжается экономическая блокада Кубы, причем Конгрессом принят Закон об экономических санкциях со стороны Соединенных Штатов Америки к компаниям, ведущим с Кубой коммерческие операции. США только дискредитировали себя, приняв закон в отношении фирм других стран, которые не хотят признавать диктата США. Под эгидой ООН действует экономическая блокада Ирака и Ливии как центров международного терроризма, США пытается склонить ООН к осуждению строительства Россией атомной электростанции в Иране.

Возможно использование и Технических барьеров, например установление дополнительных требований к импортируемым товарам, что является способом защиты внутреннего рынка от конкуренции.

Однако дополнительные требования к иностранным товарам нередко связаны с объективным желанием защитить своих потребителей от некачественной продукции. Чаще всего это относится к продуктам питания, детским товарам и лекарственным препаратам. В этом плане вполне оправданна политика российского правительства, требующего дополнительных проверок качества импортируемой продукции, особенно продуктов питания.

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел. +38 05235 7 41 13 Завод
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 067 561 22 71 — гл. менеджер (продажи всего оборудования)
+38 067 2650755 - продажа всего оборудования
+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи всего оборудования
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Скайп: msd-alexandriya

Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Представительство МСД в Киеве: 044 228 67 86
Дистрибьютор в Турции
и странам Закавказья
линий по производству ПСВ,
термоблоков и легких бетонов
ооо "Компания Интер Кор" Тбилиси
+995 32 230 87 83
Теймураз Микадзе
+90 536 322 1424 Турция
info@intercor.co
+995(570) 10 87 83

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.