11. Претензии

В ходе исполнения договоров нередко стороны по каким-либо объективным причинам, из-за неопытности, безответственности или преднамеренно с целью снижения своих затрат не выполняют принятые на себя обязательства, нанося торговому партнеру материальный и моральный ущерб. В этих случаях потерпевшая сторона имеет право предъявить противоположной стороне претензии с изложением требований, предусмотренных условиями контракта или действующими правовыми нормами. Большинство претензий сторонам удается решить мирным путем, и тем не менее в коммерческой работе всегда следует руководствоваться следующими непреложными принципами:

• в максимальной степени защищать свои коммерческие интересы в условиях подписываемого контракта;

• в случае нарушения обязательств с самого начала с особым вниманием и тщательностью документально оформлять свои отношения с другой стороной с учетом того, что эти документы могут быть основанием для защиты Ваших интересов в арбитраже;

• стремиться решить возникшие противоречия с торговым партнером путем переговоров, всегда имея в виду, что тщательное документальное оформление рассмотрения претензии не мешает, а, наоборот, способствует достижению взаимовыгодного компромисса;

• принимать в рамках своих прав по контракту все зависящие от Вас меры к сокращению потерь, вызванных нарушением обязательств партнером;

• не спешить передавать решение претензии на рассмотрение арбитражного суда, пока в ходе переписки (переговоров) с партнером у Вас не появится уверенность, что нарушение обязательств произошло по его вине.

11.1. Претензии к продавцам

Поскольку при нарушении обязательств продавцами, как правило, гораздо большие потери несут покупатели, именно они должны при переговорах по заключению контрактов проявлять инициативу и настойчивость в формулировании условий, защищающих их интересы.

Если российскому покупателю удается склонить партнера на указание в контракте, что возможные разногласия будут рассматриваться с применением российского законодательства, то следует учитывать, что его интересы достаточно защищены положениями ГК РФ*, за исключением разве что ответственности продавцов за опоздания в выполнении обязательств по своевременной поставке товара, которые в Кодексе изложены довольно невнятно.

* См. ст. 15, 393, 394, 396-398,461,463,464,466,468,475,480 и 482 ГК РФ.

В том случае, если не удается склонить партнера на применение российского законодательства, следует настаивать на применении положений Венской конвенции 1980 г.*, конечно если страна партнера является ее участницей.

* См. ст. 45—52 Венской конвенции 1980 г.

Положения ГК РФ и Венской конвенции 1980 г. дают возможность покупателю в зависимости от характера нарушений обязательств продавцом и обстоятельств, в которых он оказался в связи с такими нарушениями, выбрать вариант требований, максимально защищающих его коммерческие интересы.

Однако если настоять на применении к контракту указанных документов не удалось, то следует особое внимание обратить на защиту своих интересов при наиболее вероятных нарушениях обязательств продавцом и попытаться включить в контракт условия, близкие к положениям ГК РФ и Венской конвенции 1980 г., имея в виду, что многие статьи законодательств зарубежных стран действуют, если иное не оговорено в самом контракте.

Практика внешней и внутренней торговли показывает, что подавляющее число нарушений обязательств продавцом относятся к опозданию в поставках товаров и к поставкам товаров ненадлежащего качества, т. е. не соответствующих их техническим характеристикам, содержащимся в контракте. В связи с этим ниже будут рассмотрены наиболее общие положения, которые желательно включать покупателям в тексты контрактов купли-продажи для защиты своих коммерческих интересов.

11.2. Защита интересов покупателей от просрочек в поставках товаров

При согласовании условий контрактов следует придерживаться следующих общих положений:

A) при совершившейся поставке товара с опозданием против установленных в контракте сроков покупатель должен иметь право предъявить претензию и потребовать у продавца возмещения понесенных убытков или выплаты предусмотренного в контракте штрафа (неустойки);

B) при недопоставке части товара в установленные контрактом сроки покупатель должен иметь право:

• потребовать допоставки товара в кратчайшие сроки;

• потребовать возмещения убытков или* выплаты штрафа исходя из стоимости недопоставленной в срок части товара, если покупатель без ущерба для своих интересов может использовать поставленную часть товара, если нет — то со всей стоимости товара, оговорив при этом, что взыскание убытков или штрафные санкции не снимают с продавца обязательств по допоставке товара;

• отказаться от недопоставленной в установленные контрактом сроки части товара и, если он был предварительно оплачен, потребовать возврата выплаченных средств, а также возмещения убытков или уплаты штрафных санкций;

• если просрочка в допоставке товара столь длительна, что покупатель потерял интерес к его поставке, потребовать у продавца забрать за свой счет ранее поставленный товар, вернуть ранее выплаченные деньги и возместить понесенные покупателем убытки или выплатить штрафные санкции;

* Покупатель в определенных случаях может предусмотреть и начисление штрафных санкций, и взыскание убытков. Подробнее см. п. 13 данной главы.

С) при опоздании с началом поставки товара в установленные контрактом сроки покупатель должен иметь право:

• не дожидаясь начала выполнения поставок, направить продавцу промежуточные претензии с требованием ускорения поставок и выплаты штрафных санкций или возмещения убытков на момент их предъявления, что не лишает покупателя права выставить впоследствии окончательную претензию и не освобождает продавца от выполнения обязательств по поставкам;

• при задержке высылки платежных (товарораспорядительных) документов покупателю или передачи их в банк для получения платежа, что не позволит покупателю своевременно получить товар у перевозчика, потребовать у продавца ускорения передачи документов и выплаты штрафа или возмещения убытков.

В завершении раздела, посвященного претензиям по поставкам, следует оговорить, что никакой суд не может своим решением перенести предусмотренные контрактом сроки поставок.

11.3. Предъявление и решение претензий по срокам поставок товаров

Предъявление претензий по просрочкам в поставке товаров осуществляется на основе полученных от продавца документов, в которых указан фактический срок выполнения обязательств по поставкам, или в связи с отсутствием каких-либо документов, подтверждающих выполнение продавцом поставок.

Прежде чем предъявлять претензию по просрочке выполненной поставки или недопоставке товара, следует путем изучения платежных документов убедиться в том, что в допущенной просрочке или недопоставке виновен продавец, а не перевозчик, поскольку обязательства по ряду базисных условий (FCA, FOB, CFR, CIF, CIP, СРТ) считаются выполненными при погрузке товара на транспортные средства, а просрочка в поставке или утеря части груза может произойти по вине перевозчика.

Кроме того, следует проверить, не явилось ли опоздание, допущенное продавцом, следствием действий самого покупателя, например задержки в переводе аванса, в сообщении адресов грузополучателей и т. д., что может вызвать ответную негативную реакцию продавца и предъявление встречной претензии.

Предъявлять претензию продавцу должна сторона, заключившая контракт, т. е. сам покупатель, а не его грузополучатель.

В тексте претензии излагается позиция покупателя в отношении допущенной просрочки, указываются коммерческие и иные ее последствия для покупателя или его грузополучателей, четко формулируются требования к продавцу, прилагаются копии платежных документов, обоснования размеров понесенных убытков или начисленных штрафных санкций, а также счета-фактуры для выплаты штрафных санкций или компенсации убытков. В случае предъявления претензии за непоставку товара в установленные контрактом сроки вместо приложения копий платежных документов подчеркивается их отсутствие как доказательство невыполнения продавцом своих обязательств.

Претензия направляется продавцу заказной почтой с уведомлением о вручении либо иной связью, обеспечивающей подтверждение получения претензии продавцом.

Если претензия не вызовет возражений продавца, то следует ожидать с его стороны действий по удовлетворению выдвинутых покупателем требований, в том числе перевода в разумные сроки сумм штрафных санкций или убытков. Если продавец в ответном послании или в ходе переговоров высказывает несогласие с претензией покупателя, то дальнейшее ведение претензии выделяется в отдельное дело и назначается ответственное за его ведение лицо. Если этим лицом является представитель грузополучателя, то на него оформляется доверенность на ведение дел от имени и за счет покупателя.

Все устные договоренности по решению претензии должны фиксироваться двусторонними протоколами, а на проведенные переговоры должны составляться записи бесед. Взаимное согласие о решении претензии также оформляется двусторонним протоколом и завершается взаимными расчетами.

11.4. Защита интересов покупателя от поставок товаров ненадлежащего качества

При согласовании условий контрактов следует придерживаться нескольких общих положений.

Если продавец поставил товар, качество которого не соответствует условиям контракта, в том числе допустил нарушение его ассортимента, покупатель должен иметь право предъявить продавцу претензию и потребовать следующее:

• если поставленный товар не может быть использован по назначению, то заменить его за счет продавца;

• если товар можно отремонтировать, то потребовать от продавца за его счет поставки запасных частей и ремонта товара, либо оплаты ремонта товара покупателем, сделанного с предварительного согласия продавца;

• если товар можно использовать по назначению, но с ущербом коммерческих интересов покупателя, то он может быть по соглашению сторон подвергнут уценке;

• если товар не может быть использован по назначению, не может быть отремонтирован и его замена для покупателя нецелесообразна, например по причине неуверенности, что продавец может поставить товар лучшего качества, то покупатель должен иметь право отказаться от товара, потребовать у продавца вывоза товара за его счет и возвращения выплаченных покупателем товара сумм;

• во всех случаях, когда получение некачественного товара вызвало у покупателя убытки, включая упущенную выгоду, он имеет право потребовать возмещения убытков;

• на время, когда товар не мог быть использован по назначению в связи с его заменой, поставкой запасных частей и ремонтом, покупатель может зарезервировать свое право взыскать с продавца штрафные санкции как за опоздание в поставке на время невозможности его использования;

• при получении товара с нарушением предусмотренного в контракте ассортимента покупатель может потребовать замены части товара, не соответствующего содержащейся в контракте спецификации, отказаться от части товара, не соответствующего спецификации, с возвратом соответствующей уплаченной суммы либо отказаться от всего товара с возвратом всей выплаченной суммы, а также потребовать возмещения убытков, связанных с отказом от всего товара.

11.5. Предъявление и решение претензий при поставке товаров ненадлежащего качества

В соответствии с национальными законодательствами и международными обычаями покупатель должен осмотреть товар в возможно короткий срок после его получения. В течение этого срока покупатель должен пригласить к осмотру товара представителя торгово-промышленной палаты, а при отсутствии такой возможности — достаточно компетентного представителя независимой стороны, т. е. работника другого юридического лица. Вскрытие упаковки и осмотр полученного товара должен проводиться только в присутствии указанных представителей. По результатам осмотра товара составляется акт, подписываемый полномочными представителями покупателя, а также независимым экспертом или представителем. Если при осмотре обнаруживаются дефекты самого товара, внутренние или внешние нарушения упаковки, недостача или нарушение ассортимента, то все эти недостатки подробно фиксируются в акте. Обычно акт составляется и подписывается не менее чем в 5—7 оригиналах.

На основании указанного акта и платежных или товарораспорядительных документов покупатель анализирует причины и определяет возможного виновника обнаруженных дефектов.

Если нарушена внешняя упаковка товара, то, скорее всего, виновными являются перевозчики. Изучая транспортные документы, можно определить виновного перевозчика. Им является перевозчик, предыдущий тому, который в коносаменте, транспортной накладной или ином транспортном документе сделал отметку о том, что товар принят к перевозке с поврежденной или нарушенной упаковкой. К тому, предыдущему перевозчику и должна быть предъявлена претензия о повреждении или недостаче поставленного товара. Если транспортные документы не содержат указанных пометок, то претензию следует предъявлять последнему перевозчику.

Если из состояния упаковки и документов не видно вины перевозчиков, то покупатель имеет основание для предъявления претензии продавцу. Претензия составляется покупателем, лучше с привлечением квалифицированного коммерсанта или юриста. Опыт показывает, что претензию удобнее оформлять в виде самостоятельного документа с приложением к ней акта обнаружения дефекта.

В претензии покупателем, со ссылкой на приложенные копии товарных документов, обосновывается, почему претензия предъявляется продавцу, излагается версия покупателя о причине обнаруженного дефекта, предлагается способ исправления дефекта и выставляются требования о возмещении затрат и убытков или выплаты неустойки. Например, российский покупатель, закупивший у французской фирмы партию медицинских товаров, обнаружил, что вследствие ненадежной упаковки часть кожухов приборов была при транспортировке помята и поцарапана. К претензии были приложены акты осмотра каждой единицы товара, подписанные полномочным представителем покупателя и незаинтересованной стороны, с фотографиями вскрытой упаковки и поврежденной продукции.

В претензии российский покупатель обосновал, что помятости и царапины кожухов явились следствием ненадежного крепления приборов внутри упаковки, предложил отремонтировать кожуха с привлечением специализированной местной фирмы, а продавцу — возместить покупателю стоимость ремонта, увеличенную на 15% его комиссии за организацию этого ремонта и выплатить предусмотренный контрактом штраф за невозможность использования приборов (как за опоздание в поставке приборов) с даты их поставки до даты получения из ремонта. Претензия была направлена факсом с. извещением, что ее письменный оригинал выслан заказной почтой. На следующее утро от французской фирмы был получен ответ, подтверждающий согласие на предложение российского покупателя с оговоркой, что, поскольку осмотр товара был произведен только на двадцать первый день после его получения покупателем, то, по ее мнению, начисление штрафа должно быть произведено не с даты поставки, а с даты составления актов осмотра товара. В тот же день российский покупатель подтвердил свое согласие с контрпредложением фирмы. Претензия была разрешена менее чем за одни сутки.

Из приведенного примера следует сделать два вывода: во-первых, осмотр полученного товара в интересах продавца и покупателя должен быть сделан в возможно короткие сроки после получения товара покупателем в присутствии незаинтересованной стороны, во-вторых, убедительность обоснования своей позиции продавцом и конкретность предложений по урегулированию претензии во многом обеспечивают успешность ее разрешения.

Рассмотрим другой пример. Один из московских банков закупил в Канаде для своего филиала компьютерную сеть с монтажом, наладкой и пуском в эксплуатацию специалистами фирмы-поставщика. При монтаже оказалось, что оборудование поставлено некомплектно, а отдельные приборы имеют производственные дефекты. Работники банка не составили первоначального акта и не предъявили фирме официальной письменной претензии, а многочисленные переговоры разных лиц из руководства филиала не фиксировались протоколами и даже записями. От банка фирме был направлен ряд писем по решению отдельных вопросов, единого дела по претензии заведено не было, а документы находились у отдельных людей. В конце концов канадская фирма обвинила покупателя в том, что российские технические специалисты вмешивались в решение организационных вопросов, и отказалась от дальнейшего выполнения обязательств. Привлеченный банком российский юрист обнаружил, что в решение организационных и коммерческих вопросов вмешивались руководители банка различного уровня, записи переговоров не составлялись, было подписано большое количество противоречащих друг другу протоколов с техническими представителями фирмы, не имеющими полномочий на урегулирование коммерческих вопросов. Все это не давало возможности составления обоснованной претензии. В конце концов банку пришлось согласиться на то, что канадская фирма за Значительную доплату закончит наладку и пуск в эксплуатацию оборудования компьютерной сети.

11.6. Защита интересов продавца

Статьи 484—489 ГК РФ и ст. 53—65 Венской конвенции 1980 г. в достаточной степени защищают интересы продавца по контрактам внутренней и международной купли-продажи. Однако в тех случаях, когда при согласовании контракта сторонам не удалось договориться о применении ГК РФ или Венской конвенции 1980 г., российские предприниматели должны исходить из того, что главными обязательствами покупателя являются принятие поставки товара и уплата его цены. Поэтому продавец при согласовании условий контракта должен проявить настойчивость в защите своих интересов и включить в текст контракта следующие условия:

А) в тексте контракта должно быть четко указано, что покупатель обязан принять товар, за исключением следующих случаев:

• когда покупатель имеет право потребовать замены товара по причине его несоответствия спецификациям и техническим требованиям контракта;

• когда покупатель убежден в неспособности продавца поставить товар надлежащего качества и отказывается от исполнения контракта;

• когда продавец допустил такую просрочку в поставке товара, в результате которой покупатель потерял интерес к сделке и до поставки товара направил продавцу известие об отказе от исполнения контракта;

B) на тот случай, если покупатель не принимает товар не по вышеизложенным причинам, продавец должен зарезервировать в контракте следующие права:

• предоставить покупателю разумный дополнительный срок для принятия товара, оставив за собой право потребовать с покупателя возмещения всех понесенных убытков, связанных с задержкой в принятии товара;

• заявить покупателю о расторжении контракта и потребовать от него возмещения всех своих убытков, связанных с таким расторжением;

C) если контракт не содержит ссылку на трактование базисных условий в соответствии с «Инкотермс-90», указать в тексте обязательство покупателя уплатить цену товара, установленную в соответствии с п. 3 данной главы учебника.

Общие положения об условиях платежей изложены в п. 5 этой главы учебника, а механизму расчетов посвящен раздел II учебника «Коммерческие расчеты», в котором подробно изложены формы применяемых расчетов и гарантий платежей;

D) продавец должен предусмотреть защиту своих интересов по выполнению покупателем дополнительных обязательств, таких как дополнительное согласование покупателем спецификаций товаров, испытание образцов товаров с целью подтверждения поставок по таким образцам, сообщение продавцу разнарядки поставок товаров грузополучателям, получение импортных лицензий и т. д.

Защита интересов продавца при задержке выполнения покупателем такого рода обязательств может быть обеспечена следующими условиями:

• продавец имеет право задержать выполнение своих обязательств на срок, равный сроку задержки покупателем выполнения его обязательств, и потребовать от покупателя возмещения убытков, вызванных указанными нарушениями;

• если выполнение контракта для продавца становится невыгодным вследствие невыполнения обязательств покупателем, он имеет право потребовать расторжения контракта и возмещения убытков.

11.7. Защита сторон от нарушения платежных обязательств

Несмотря на достаточно широкие возможности защиты коммерческих интересов продавцов и покупателей, нужен выбор наиболее надежных способов платежа и использования банковских и иных гарантий, поскольку в ходе взаимных расчетов могут достаточно часто возникать обстоятельства, осложняющие выполнение контракта в связи с нарушением сторонами своих платежных обязательств.

Такими нарушениями со стороны покупателей могут быть:

• задержки в переводе авансовых платежей;

• задержки в предоставлении банковских гарантий платежей;

• задержки в акцепте документов и платежах при инкассовой форме расчетов против установленных контрактом сроков;

• задержки в открытии аккредитивов;

• задержки в возмещении убытков и выплате штрафных санкций;

Со стороны продавцов к таким нарушениям могут относиться:

• задержки с предоставлением гарантии должного использования авансов;

• задержки в возмещении убытков и выплате штрафных санкций.

Общими принципами защиты интересов каждой из сторон могут быть следующие условия, которые должны быть сформулированы в контрактах:

• право потерпевшей стороны потребовать переноса выполнения своих обязательств на периоды задержек виновной стороной;

• право потерпевшей стороны потребовать возмещения убытков виновной стороной;

• право потерпевшей стороны заявить о прекращении исполнения контракта, если просрочки виновной стороны в выполнении своих обязательств лишают потерпевшую сторону интереса в продолжении выполнения контракта, а также право потерпевшей стороны взыскать с виновной стороны убытки, связанные с расторжением контракта.

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел. +38 05235 7 41 13 Завод
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 067 561 22 71 — гл. менеджер (продажи всего оборудования)
+38 067 2650755 - продажа всего оборудования
+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи всего оборудования
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Скайп: msd-alexandriya

Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Представительство МСД в Киеве: 044 228 67 86
Дистрибьютор в Турции
и странам Закавказья
линий по производству ПСВ,
термоблоков и легких бетонов
ооо "Компания Интер Кор" Тбилиси
+995 32 230 87 83
Теймураз Микадзе
+90 536 322 1424 Турция
info@intercor.co
+995(570) 10 87 83

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.